ALL ISSUES

Вверх

Дом и Интерьер

  /  INTERVIEW   /  Марсель Вандерс

Марсель Вандерс

Журнал «Дом и Интерьер» знает, о чем думает и говорит Марсель Вандерс.

Об успехах, новых реализованных объектах, мыслях о дизайне и планах на будущее в эксклюзивном интервью звезды мирового дизайна.

ДиИ: У вас выдался еще один насыщенный год, реализованы сразу несколько восхитительных интерьерных объектов. Вы довольны результатом?

М. В.: Безусловно, ведь мы хорошо потрудились в этом году. Мы ведем очень много проектов, масштабных и трудоемких, потому очень рады, что в этом году удалось завершить несколько из них, ведь над реализацией некоторых проектов мы работаем по несколько лет.

В частности, в этом году открылся отель Mondrian Doha в Катаре, и этот проект очень важен для меня. Он особенный. Я пробыл там несколько недель после открытия, чтобы ощутить результат проделанной работы, и я очень доволен. Речь идет не только о дизайне, но и сервисе. Мне посчастливилось создать интерьеры этого отеля и это прекрасно!

В интерьерных работах для Mondrian Doha ощутим эффект иллюзии окружающего мира. Перед нашими глазами какой-то сказочный мир, местами сюрреалистичный, перекликается с произведениями Льюиса Кэррола и Тима Бартона. Вы сознательно добивались подобного эффекта?

Я действительно могу назвать интерьеры отеля Mondrian Doha сюрреалистичными и ирреальными. Я твердо уверен, что внутреннее пространство отеля должно быть интересным, необычным и захватывающим, ведь это то место, в котором вы, возможно, побываете лишь несколько раз в своей жизни, и потому его интерьеры должны быть другими.

В отеле должно быть интересно находиться, познавать его, удивляться и ощущать.

Интерьер отеля — это то, что запоминается на всю жизнь; то, что дарит ощущение радости; то, что потом рассказываешь своим друзьям.

Безусловно, я таким образом в проектировании интерьеров отеля создаю некую магию, увлекательную красоту, другой мир. И считаю, что Mondrian Doha является прекрасными примером этой моей идеи.

Могу сказать точно, что перед нами не стояло конкретной задачи создать эффект сюрреализма или сказки. Мы просто сделали харизматичное и качественное пространство, которое удивляет и вдохновляет людей, дает им возможность отправиться в путешествие и почувствовать что-то новое для себя.

На презентации этого проекта вы сказали, что в интерьере «поженили» местную культуру и современный дизайн. Насколько сложно было добиться подобного результата, ведь культура Востока достаточно тонкая материя?

Говоря в общем, для нас этот проект стал вызовом. Я могу выделить три основных фактора, которые имели ключевую роль в его создании.

Первый — местные традиции. Необходимо было создать пространство, отвечающее культуре, к которой оно относится. Мы должны понимать, что находимся в Дохе.

Второй — интернациональность. Отель предназначен для гостей со всего мира, и каждому из них здесь должно быть легко и комфортно.

Третий — интерьер должен быть ярким и запоминающимся, с характерным для меня почерком. Только войдя в здание вы должны ощущать, что дизайн создан студией Marcel Wanders Studio.

И основной сложностью стал не поиск вдохновения в каком-либо из этих трех факторов, а сбалансированное объединение всех их для создания чего-то нового. Для нас важно было создание чего-то необычного, уникального, того, что отличало бы этот отель от многих других. То, чего еще никто не видел и не ощущал.

Удивительная вещь — создание чего-то нового, неизведанного. Можно вдохновляться местной культурой, природой, но настоящий вызов — осуществление чего-то иного.

Сотрудничество с Mondrian подарило нам первый отель от вас за пределами Нидерландов еще в 2008 году, тогда это был Mondrian South Beach. С того времени прошло ровно 9 лет, что-то изменилось в вашей философии и работе с отелями других стран и континентов?

Я думаю, что я и моя команда с тех пор стали более опытными и профессиональными. И это действительно так!

Безусловно, есть некоторая схожесть между интерьерами отелей, если мы говорим о Mondrian, так как это сеть, имеющая общий концепт. Но и в этом случае каждый из отелей отличается по своему наполнению, идее и деталям.

Важным фактором является месторасположение отеля. К примеру, Mondrian South Beach расположен в Майами, городе тусовочном. В Дохе свободное время в отеле проводят по-другому, а потому и подход к проектированию в разных проектах кардинально отличается.

Создается ощущение, что интерьеры отелей над которыми вы работали — это каждый раз попытка рассказать свою сказку, свою историю языком дизайна. Это так?

Можно сказать и так, ведь каждый проект для нас особенный. Мы создаем некое пространство, в котором интересно рассматривать каждую деталь. Говоря о Mondrian, это обилие белого, причудливые люстры, лестницы и скульптуры животных.

Расскажите об идее глаза в номерах Iberostar Portals Nous. Это вау-эффект или какой-то скрытый смысл в духе «Большой Брат следит за тобой»?

Это очень красивый вопрос, и я рад, что вы спросили меня об этом. Но это в общем-то большой секрет и мы с руководством отеля решили не рассказывать все детали. Так что пусть это останется тайной.

Принято считать, что Япония это совершенно другой мир, другая философия, как в быту, так и в дизайне. У вас вероятно остались свежие впечатления от работы над новым проектом Maison Decorte. Наверняка для вас это был некий челлендж, вызов, поделитесь своими впечатлениями?

Все, кто когда-либо бывал в Японии, знает эту страну или по крайней мере знает людей из Японии, понимает насколько она уникальная и специфичная. Люди здесь видят и ощущают все совершенно по-другому, они имеют собственное представление о материалах, технологиях и дизайне.

Они с большим трепетом относятся к тому, что их окружает и создают все на высочайшем уровне. Для меня как дизайнера было очень важно проникнуться духом Японии и ощутить мир вокруг иначе, когда тебе не нужно открывать глаза, чтобы осознать всю красоту дизайна вокруг.

В общем, да — это очень специфичная страна, требующая специфичного подхода к проектированию. Это стало для нас новым вызовом, и мы с радостью приняли его. Мы создали очень красивый и женственный интерьер для бренда Maison Decorte, в котором вы найдете очень много деталей и фактур. Получился очень красивый интерьер, дополненный золотыми деталями и удивительным цветочным принтом на полу.

Бренд Maison Decorte был создан для женщин. Здесь можно приобрести духи и косметику, а также посетить салон красоты. Мы работаем с брендом уже 6 лет, и понимаем, что любят местные женщины, которые посещают салон. Сейчас мы работаем над интерьерами SPA для лица, это, кстати, совершенно новый проект для Maison Decorte.

Мир с каждым годом становится все более глобальным. B таких обстоятельствах все сложнее сохранить национальную идентичность, индивидуальность. Как это влияет на вашу работу?

Я считаю, что сам процесс глобализации — это хорошо. Безусловно, существуют и негативные моменты, как и в любом другом, однако в общем я считаю это очень позитивным. Прекрасно, когда мир становится более открытым и коммуникативным, а люди — более сплоченными.

Конечно, есть некоторые вещи, которые не должны быть подвержены глобализации. Путешествуя по миру, я хочу ощущать себя в другой стране, познавать ее культуру. Поехав в Доху, я хочу понимать, что я в Дохе. Но есть проекты, которые создаешь в глобальном плане, и такое тоже должно существовать.

Вы всегда отмечали, что у вас интернациональный коллектив, собраны люди из разных стран и культур. Это и есть ваш ответ глобализации?

Да, в нашем коллективе 60 человек и 40-45 из них из разных стран и континентов. Но все мы одна команда, и каждый из сотрудников профессионал в своем деле. Возможно, это хорошая идея — узнать культуру друг друга лучше, но все мы объединены одной цивилизацией. Каждый из нас родом из современных городов.

Безусловно, люди вносят в офис свои привычки, язык, блюда, но все мы мыслим глобально в плане работы.

Не секрет, что большинство современных дизайнеров стремятся работать и творить в премиальном сегменте. Оно и понятно, выше заработки, больше возможностей для реализации. Вы можете рассказать, как проходит путь становления бренда, от его создания до премиальности, на примере Moooi?

Конечно дизайнеры, работающие в премиум сегменте, имеют больше возможностей выразить себя и создать то, что они хотят, но не стоит забывать о большом количестве современных дизайнеров, не желающих работать в этом сегменте и с радостью проектирующих в своей сфере.

Возможно, дизайнеры, желающие работать в премиум сегменте, с которыми вы говорили, работают в сфере интерьерного дизайна. Это может быть связано с желанием использовать технологии, однако, говоря о промышленном дизайне, есть масса профессионалов, работающих не только в премиум сфере.

Что касается бренда Moooi, я не считаю ее типично премиальной компанией. Это в первую очередь дизайнерский бренд, работающий в этой сфере.
Скорее всего, я могу описать Moooi как креативный премиум.

Бренд Moooi по своей природе уникален. Мы работаем в своей стилистике, и нам это нравится. Многие богатые люди достаточно скучные — они не желают дополнять интерьер чем-то необычным вроде лошади или большого дерева. Но есть такие, которые ищут нечто уникальное, и Moooi дает им это.

Сейчас многие крупные мебельные компании стараются внедрить моду на максимальное использование монобренда в интерьере. Создать атмосферу стиля, образа жизни определенного бренда. Ваше отношение к этому, не кажется ли вам, что подобные интерьеры несколько обезличены и лишены индивидуальности?

Многие люди, покупающие себе жилье, предпочитают обустраивать его самостоятельно. Они сами выбирают себе диван, обои, и в этом случае интерьер будет индивидуальным, так как все его элементы были выбраны конкретной личностью.

Но если человек не хочет выбирать диваны, обои и цветы в вазе для своего дома, должен быть кто-то, кто сделает это за него. Это может быть дизайнер или бренд. Человек в данном случае сам делает свой выбор, и очень хорошо, что у него есть такая возможность.

Будь-то дизайнер или бренд, если это качество и профессионализм, человек в любом случае получит индивидуальный интерьер. Я в этом уверен. Потому выбирая даже один бренд в интерьере, профессионал сделает пространство уникальным.

Какова здесь роль дизайнера, который берется за интерьер?

Как я уже сказал, в данном случае человек делает выбор, кому поручить создание своего интерьере. Это может быть или дизайнер, или бренд.

Во время нашего общения в Милане, вы говорили, что минимализм предпочитают лентяи. То, что сейчас в моде именно минимализм, говорит о том, что мир устал потреблять или создавать?

Я не следую трендам, но если посмотреть — минимализм остается в моде из года в год. Я просто знаю насколько сложно работать над каждым из наших проектов в студии, и насколько проще создавать простые интерьеры с большими плоскостями. Я не сужу других дизайнеров, каждый сам делает свой выбор. Но если мы говорим о минимализме Баухауса или конструктивизма, это нельзя назвать трендом — это философия. И это уже совсем другое.

Не кажется ли вам, что нынешняя роль дизайнера интерьеров схожа с ролью современных ди-джеев? Они также придумывают собственный продукт, но в своих интерьерах как ди-джей в сетах миксуют не только свои продукты, но и коллег.

Здесь важно, что именно вы имеете в виду: роль или процесс. Если говорить о роли, она полностью отличается. Задача ди-джея — развлекать, дизайнер же создает качественное пространство вокруг и наполняет его. А вот процесс может быть и схож, если мы говорим о коллаборации и миксе объектов в интерьере.

Должен ли современный дизайнер быть рок-звездой?

С рок-звездой меня еще никто не сравнивал. Но что ж, это вполне возможно, но тогда я скорее представитель дизайнерского панк-рока.

Вы часто говорите о том, что прежде чем что-то создавать нужно задуматься зачем это нужно. Это про ответственный дизайн или культуру потребления?

Безусловно, продолжаю наставить, что важно задумываться, в первую очередь, о назначении и важности продукта, который хочется создать. Это больше об ответственности дизайнера, ведь каждый его проект должен быть полезен окружающим, это важно

Оставьте комментарий